влево
52
Липовой Данил
Тула. Стадион «Арсенал». 3616 зрителей.
72
Ломакин Александр
62
Цесь Ян
90+
Горелов Павел
Красноярск. Стадион «Центральный стадион им. Ленинского комсомола». 4428 зрителей.
14
Прищепа Дмитрий
Ярославль. Стадион «Шинник». 2682 зрителей.
58
Аюпов Тимур
49
Каштанов Алексей
Екатеринбург. Стадион «Екатеринург Арена». 10616 зрителей.
60
Джамилов Султан
36
Петров Максим
23
Алиев Саид
Нижнекамск. Стадион «Нефтехимик». 1141 зрителей.
85
Шитов Виталий
82
Горбунов Игорь
48
Чурич Марио
21
Червяков Руслан
Химки. Стадион «Арена Химки». 1420 зрителей.
Москва. Стадион МСА «Локомотив». 758 зрителей.
74
Забелин Павел
52
Карпицкий Егор
Песчанокопское. Стадион «Стадион им. И.П. Чайка». 1375 зрителей.
Грозный. Стадион «Ахмат Арена». 365 зрителей.
89
Бегич Силвие
83
Мишкич Даниел
41
Самойлов Дмитрий
Екатеринбург. Стадион «Екатеринург Арена». 8956 зрителей.
27
Сасин Дмитрий
Саратов. Стадион «Локомотив». 3080 зрителей.
74
Большаков Кирилл
Тула. Стадион «Арсенал». 3917 зрителей.
22
Рейна Серна
Москва. Стадион МСА «Локомотив». 587 зрителей.
90+
Гаглоев Тарас
Тюмень. Стадион «Геолог». 3413 зрителей.
88
Шоркин Максим
80
Алиев Саид
10
Пасевич Роман
Нижнекамск. Стадион «Нефтехимик». 1451 зрителей.
32
Барт Руслан
68
Маляров Кирилл
Сочи. Стадион «ФИШТ». 5796 зрителей.
83
Хабалов Алан
90+
Хохлачев Александр
64
Руденко Владислав
Новороссийск. Стадион «Центральный». 6158 зрителей.
66
Болотов Евгений
17
Горбунов Игорь
Волгоград. Стадион «Волгоград Арена». 19109 зрителей.
56
Пряхин Сергей
35
Гуренко Артём
Калининград. Стадион «РОСТЕХ АРЕНА». 10755 зрителей.
90+
Нетфуллин Равиль
Красноярск. Стадион «Центральный стадион им. Ленинского комсомола». 4626 зрителей.
51
Карпицкий Егор
Саратов. Стадион «Локомотив». 3180 зрителей.
45+
Уридия Мераби
45
Родионов Илья
30
Гогличидзе Лео
52
Ассис Гонсалвес
9
Ишков Илья
Новороссийск. Стадион «Центральный». 7019 зрителей.
Ярославль. Стадион «Шинник».
Грозный. Стадион «Спортивный комплекс им. С.Г. Билимханова».
Песчанокопское. Стадион «Стадион им. И.П. Чайка».
Волгоград. Стадион «Волгоград Арена».
вправо
Новости
11.08.2021 Новости | Михаил Смирнов: «В футболе каждый день – это вызов»

Фото: ФК Факел

Защитник «Факела» Михаил Смирнов в интервью клубной пресс-службе рассказал о детстве в Санкт-Петербурге, особых чувствах к «Спартаку», полете на обед в Сербию с «Кубанью» и происхождении своего прозвища.

– Расскажи, каким был Санкт-Петербург в твоём детстве. Мне почему-то сразу фильмы Алексея Балабанова вспоминаются – в первую очередь, «Брат».

– Да, город тогда именно таким и был. Очень непростое было время. Понимаю, почему Петербург называли бандитским. Но это больше образ – мне кажется, что в 90-е любой российский город можно было считать таким. Всё детство прошло на улице – лазали по стройкам, целыми днями играли на футбольном поле, пока родители домой не загонят. Компьютер у меня появился лет в 15. Интернет был такой, что пока попробуешь загрузить какую-то страницу – расхочется. Приставки как-то не захватили меня, и я предпочитал весь день гулять с пацанами. Настают белые ночи – и ты даже не понимаешь, что уже пора домой. Сначала жил у бабушки в центре города, потом переехали в Приморский район. Недалеко от него была база «Зенита». Я за пять минут пешком туда доходил и смотрел, как тренируется первая команда. Уже когда был подростком, следил за Эриком Хагеном – он был настоящий убийца!

– Короче говоря, дальнейшая судьба была предопределена – только футбол.

– Да, я больше ни о чём думать не мог. Занимался в «Смене», подавал мячи на матчах на «Петровском». Я всё время стоял за воротами, которые защищал Слава Малафеев. А знаешь, откуда вообще в моей жизни взялся футбол? Когда мне было шесть лет, по телеку шла реклама про набор ребят в «Смену». Папа спросил: «Пойдёшь»? Я ответил: «Пойду». И всё изменилось.

– Когда ты был маленьким, для тебя что-то значили имена чемпионов СССР 1984 года?

– Я слышал их. Но за «Спартаком» я следил гораздо пристальнее.

– Вот это признание…

– Папа из Тверской области, он всю жизнь – за «Спартак». Поэтому и я постоянно смотрел матчи красно-белых. Лига Чемпионов, Тихонов, Баранов, Титов, Горлукович – ну, многие меня поймут. Я даже во дворе бегал в спартаковской футболке, и никто на меня косо не смотрел. Когда попал в профессиональный футбол, можно сказать, отболело. Хотя я и сейчас пристально слежу как за «Спартаком», так и за «Зенитом».

– Питер меняется? Со стороны кажется, будто он застрял во времени.

– Исторический центр стараются охранять, да, именно он даёт городу его неповторимое лицо. Но Петербург развивается, в нём вырастают новые районы с совсем другой архитектурой. Это нормально – ведь именно в появлении новых пространств и рабочих мест и заключается прогресс.

– С кем ты играл в «молодёжке» «Зенита»?

– Антон Соснин, Максим Канунников, Сережа Петров, Паша Комолов. Это если называть тех, кто добрался до Премьер-лиги. Ещё, думаю, доберётся до неё Ян Бобровский. Правда, в качестве арбитра.

– Почему у тебя прозвище Топор? Это опять что-то петербургское – наверное, в честь Раскольникова?

– (смеётся) Ты слишком глубоко копаешь. Я просто всегда играл очень жёстко – я же центральный защитник как-никак. И во многом я брал пример с Игоря Чугайнова, который тренировал молодёжную команду «Зенита». Он, когда играл, мог прыгать в ноги нападающим головой вперёд – жёсткий мужик, с характером. Чугайнов привил мне мысль, что никогда никого нельзя бояться. Во многом благодаря ему переход из молодёжного футбола во взрослый дался мне чуть проще.

– Когда тебе было 18 лет, ты бегал за «молодёжку» «Зенита», выигравшего Кубок УЕФА. Ты верил, что через какое-то время будешь играть с Тимощуком, Аршавиным, Зыряновым?

– Если честно, нет. Тогда никого особо не подтаскивали к основному составу. Немного игрового времени давали Алексею Ионову, Егору Окорокову – он живёт в Воронеже, кстати – и всё. И дело не в том, что я не верил в себя. Просто я видел, какие парни играли в основном составе на моей позиции. Крижанац, Ломбертс, Широков выходил в центре обороны, потом ещё и Пюигренье пришёл. Какой центральный защитник вырвался бы из-за их спин в 18 лет? Никаких обид на «Зенит» не осталось, только благодарность. Кто сильнее – тот и играет, так и должно быть.

– Тогда объясни, что за история случилась, когда ты приехал в Санкт-Петербург с «молодёжкой» пермского «Амкара» и показал средние пальцы скамейке хозяев поля?

– Вообще не так всё было. Расскажу сначала. Я играл за «молодёжку» «Зенита», нашим тренером был Анатолий Викторович Давыдов. Я считал, что несправедливо оставался на скамейке, у нас произошёл конфликт. Я поехал в «Амкар». Приехал с «молодёжкой» в Питер, счёт 1:1, 92-ая минута, подача с углового, скидка – гол! Ну я побежал к скамейке, показал пальцами на свою футболку с фамилией на спине. А наутро прочёл в интернете, что и болельщикам, и скамейке «Зенита» неприличные жесты с двух рук сразу показывал. Потом уже в Перми меня вызвало руководство клуба, сообщило о том, что я должен заплатить штраф. Я говорю: «Везде камеры. Если вы мне покажете видео, на котором я показываю средние пальцы – заплачу». И вопрос закрылся. Я же культурный парень, ты меня знаешь – я бы такого не сделал.

– По-моему, показывать свою фамилию на спине скамейке запасных – тоже немного мальчишество.

– Наверное, да, но я был очень молод, эмоции били через край. На скамейке мои друзья, на трибунах родные – хотелось показать себя. А с Давыдовым мы потом помирились. Я тогда с «Тосно» приехал на товарищеский матч с «Зенитом». Увидел Анатолия Викторовича, протянул руку, предложил забыть старые обиды. Он очень обрадовался: «Ну, Мишаня, повзрослел!» С тех пор нормально общаемся.

– Почему в «Краснодаре» ты не задержался?

– Это была полугодовая аренда. Там был тренер, знакомый по «Смене». ФК «Краснодар» был тогда ещё в первой лиге, я там играл за вторую команду, иногда тренировался с «основой». Пусть я там и пробыл совсем недолго, но не пожалел. Условия для работы уже тогда были потрясающие. Какая база! Боюсь представить, что там сейчас. А тогда после «Краснодара» меня позвали на просмотр в Пермь.

– Как так вышло, что ты провёл там три года, но сыграл всего 10 матчей за первую команду?

– Первый год играл за дубль, завоевал с ним «серебро» чемпионата «молодёжек». Для Перми это было важное событие. А потом при Рашиде Рахимове сложилась такая ситуация, что Попов получил «красную», у Черенчикова перебор «жёлтых», у Белорукова травма. И меня отправили тренироваться с основным составом перед домашней игрой с «Рубином». Меня трясло перед тренировкой, надеялся, что никто не будет мне пасовать. Но отыграл нормально, 1:1 закончили. Я ещё немного отбегал, а потом в строй вернулись более опытные ребята. Ещё и травм было немало за эти сезоны. Только подумаешь, что вот он, шанс, как тут же оказываешься в кабинете врача. Особенно хорошо запомнил, как Божович стал доверять мне, выпускать в стартовом составе, а я на последней минуте в Нальчике при «стандарте» выпрыгнул и упал так, что плечо вылетело. Больше полугода восстанавливался. В лазарете провёл немало времени за эти сезоны. А так поработал с прекрасными специалистами Рахимовым, Божовичем, Черчесовым, Хузиным и Парамоновым – в общем, всех пересидел! (смеётся)

– Черчесов действительно очень жёсткий человек?

– Дисциплина у него невероятная. Его реально боялись, чтоб кто-то опоздал куда-то даже на минуту – вообще невозможно. После первой же своей тренировки он начал выступать перед командой и заметил, что массажист смотрит куда-то в сторону. Саламыч ему: «Когда тренер говорит, надо смотреть на него». Массажист: «Да-да, конечно». Но всё равно на следующий день он уже работал в дубле. Хотя с Черчесовым и прикольные случаи были. Когда он тренировал «Терек», мой «Амкар» жил с грозненцами в одном отеле на сборах в Турции. И мы оказались вместе в бане. Саламыч берёт ковш, начинает накидывать. А рядом сидит Брайан Идову, тогда ещё совсем не известный. Черчесов ему: «Что, Ваня, не жарко тебе?» А Брайан без всякого акцента: «Да не, нормально, можете ещё подкинуть». Все полегли, а Саламыч в шоке. Вообще отмечу, что Черчесов всегда всё в глаза говорит, и это заслуживает уважения. Помню, как он привёл в команду Фибеля и через какое-то время подошёл, честно сказал: «Мишань, у тебя в этом году будет мало игровой практики. Если есть вариант – поезжай в аренду». И я поехал в «Нефтехимик».

Полностью интервью Михаила Смирнова доступно на сайте «Факела».